Ваш мозг – и оружие, и поле боя в информационной войне. Умейте им пользоваться – или станете жертвой этой войны.
У нас уже который год идёт информационная война с Россией. В информационной войне – так уж получилось – каждый человек в воюющей стране является солдатом, то есть комбатантом, участником боевых действий, со всеми вытекающими последствиями. Исключение – все, кто не имеют права голосовать. Эти в войне участия не принимают, они нонкомбатанты. Они не влияют на процессы.
Ценность каждого из нас как солдата легко измерить. Две ключевые категории ценности – допуск к информации и влияние на процессы. Первое мы пока отложим, займёмся вторым.
Влияние на процессы есть у каждого из нас. Мы голосуем на выборах – а это важно. Мы общаемся с друзьями, родными, влияем – где-то больше, где-то меньше – на их точку зрения. Мы пишем в соцсети, донося мнение своей аудитории – а она у кого-то десять человек, а у кого-то десять тысяч. И это только то, что мы делаем, по сути, ежедневно. Кинетическая, так сказать, энергия. А есть и потенциальная.
Потенциальная энергия – это то, что мы можем делать в информационной (и не только) войне. А можем и не делать. Это решения, принятые человеком под влиянием информации. Например, человек под влиянием друзей может “откосить” от призыва в армию – а может после прочтения новостей пойти в ту же армию на контракт. Может год смотреть российское телевидение, а потом, например, нацепить “георгиевскую ленточку” на девятое мая – а может смотреть украинские телепрограммы и скидывать деньги волонтёрам. Это вопрос внушаемости, позиции и влияния информационного поля на личность.
Информационная война подразумевает влияние на мозги людей с противоположной стороны для совершения ими каких-то действий. Мы хотим, чтобы россияне поняли, что их правительство преступно, что оно развязывает агрессивные войны, что их народ грабят. Как возможное следствие из этого понимания – совершение россиянами действий, идущих на руку Украине: выход на массовые антиправительственные митинги, внутренняя раскачка России, в идеале – раскол общества или государства, который потребует от Путина и компании вывести войска из Украины и заняться внутренними проблемами своей страны.
Россия добивается от информационной войны примерно того же: раскачки украинского общества против действующей власти, что позволит делегитимизировать эту самую власть, расколет общество и страну, ослабит украинское государство как внутри, так и снаружи, на международной арене. Желаемые последствия – возвращение Украины в орбиту влияния Кремля, узаконивание аннексии Крыма, падение украинской независимости.
Эти цели, в общем-то, не особо и скрываются Москвой. Работа по срыву мобилизации, по организации “Майдана-348”, по федерализации Украины, по повышению рейтинга “Оппоблока” и прочих пророссийских партий ведётся вполне открыто в информационном поле Украины. И иногда даже вполне успешно. Послушал “Россию-24” – почитал посты в “Одноклассниках” – послушал друзей – откосил от армии. Минус один боец на войне. Это работает.
Это ценность каждого из нас как невольных (или вольных) участников информационной войны. Мы влияем на процессы в стране каждый день – и значительно сильнее, чем думаем об этом сами. Мы общаемся с людьми, передаём им нашу точку зрения, которая может повлиять на их действия – и совершаем эти действия сами. В воюющей в реальной войне стране, в интересах нашей страны – или страны-врага. Так или иначе. Мы действуем, исходя из имеющейся информации. А кто нам вложит эту информацию в голову – то и контролирует наши действия. Тот и победил в войне за наш мозг, за наши действия. Наш мозг – он и есть поле битвы в информационной войне.
Но это только часть нашей с вами ценности в информационной войне. Вторая ценность – информация, которой мы обладаем. А она, так или иначе, есть почти у каждого из нас. Условный Вася, например, видит колонну нашей техники, которая проезжает мимо него на трассе, ведущей в направлении Авдеевки. Вася снимает эту колонну на видео и перекидывает жене через соцсети: “Зацени, какой прикол)))))”. Другой Вася, или, например, Вова переписывается с другом, который служит в АТО, и друг ему рассказывает, что сношал он эту Украину и этого Порошенко, платят ему мало, и вообще.
И та, и другая информация не имеют конкретной ценности ни для Вовы, ни для Васи, ни даже для Васиной жены, которая видео с колонной техники посмотрит, напишет в ответ “Ого))))” и забудет. Но для России эта информация имеет ценность. По видео можно понять количество техники, возможно – часть и место, в которую она направляется, и сделать выводы. С другом Вовы можно связаться и предложить ему денег за слив информации или за другую работу в интересах России: он ведь достаточно ясно сказал, что Украина ему неинтересна, а вот условные единицы – очень даже.
И это простой Вася или простой Вова. А какой информацией владеет офицер? Депутат? Чиновник? Судья? Миллионер?
И вот тут мы подходим к вопросу о Запрет Яндекса и ВКонтакте. Что нужно знать Запрет Яндекса и ВКонтакте. Что нужно знать запрете российских соцсетей и почтово-поисковых сервисов. Мы склонны недооценивать то огромное количество информации, которой обладаем. Мы склонны не понимать её ценность для противника. Мы склонны недооценивать интерес врага к нашей информации. Мы склонны переоценивать защищённость своей информации.
Это катастрофические ошибки.
В своё время волонтёры Центра “Миротворец” получили доступ к электронной почте одного из “министерств” “ДНР”. За две недели, проанализировав эту почту и открытые, вроде страниц в соцсетях, источники, я смог назвать несколько имён людей, которые в моём регионе собирали информацию о политических раскладах, перемещениях войск, просто какие-то слухи – и передавали её в оккупированный Донецк. А теперь представьте, что можно узнать из почты какого-нибудь чиновника, если его электронная почта лежит на российском сервере и, по факту, может быть прочитана любой российской спецслужбой в любой момент? А я знаю много таких чиновников. Слишком много.
Я знаю солдат и офицеров ВСУ, которые перекидывают через полностью лояльный российскому правительству “ВКонтакте” фото из расположения частей, данные о потерях и детали операций. Для них это просто переписка с приятелем или родными. Для тех, кто имеет доступ к сообщениям – это бесценная разведывательная информация.
Я знаю людей, которые распространяют слухи, прочитанные в соцсетях. Которые читают только тщательно отобранные российским “Яндексом” новости. Которые рассказывают потом эти новости направо и налево, сея панику и негатив про Украину. Я знаю слишком много таких людей. И вы их тоже знаете.
По моим прикидкам, украинская аудитория “ВКонтакте” к концу года уменьшится на 55-60%. Аудитория “Одноклассников” – на 75-80%. Разница в цифрах обусловлена возрастом и обучаемостью аудитории: большая часть пользователей “Одноклассников” не сможет заморочиться с VPN, TOR и даже “Оперой Турбо”. Им будет неудобно. Они уйдут.
Но первыми из российских соцсетей, скорее всего, уйдут проукраинские пользователи. Мы сдадим эти фронты информационной войны, закроем их для себя. В массе своей там будет резвиться пророссийская аудитория. Это минус, и не единственный. Взамен мы получим резко уменьшившийся объем сливаемой информации. Это плюс, и тоже не единственный. Взвешивайте сами. Я взвесил. Я – за запрет.
А если вы недооцениваете влияние соцсетей на процессы в стране – один простой пример из личного опыта. 9 мая 2015 года я стал участником неприятной сцены с участием милиционеров из бывшего запорожского “Беркута” и ребят, вступивших в полемику с гражданином с “георгиевской ленточкой” на груди. По результатам конфликта я, тогда ещё самый рядовой блогер с парой сотен подписчиков, написал пост в соцсети. Пост получил семь тысяч репостов, разразился грандиозный скандал, я нашёл в соцсетях страницу одного из “беркутов” с этой самой ленточкой на груди, написал ещё один пост, в дело на нашей стороне включился нардеп Антон Геращенко…
…В итоге “беркутовца” с позором уволили, а Антон Геращенко по результатам этой истории внёс законопроект о запрете “георгиевской ленточки”. 16 мая 2017 года, в один день с запретом российских соцсетей, этот законопроект был принят парламентом. Теперь “колорадская лента” в Украине запрещена. А началось всё с поста в соцсети. С обычного, в общем-то, поста. Причина-действие-следствие.
Ваш мозг – и оружие, и поле боя в информационной войне. Умейте им пользоваться – или станете жертвой этой войны. Добро пожаловать в 21 век. Тут – вот так.

Віртуальні нагороди учасників Алеї Зірок

Меценатська нагорода на Алеї Зірок

Ви можете подарувати Меценатську нагороду (одну чи декілька), яка з відповідними цифрами з'явиться на сторінці учасника творчого конкурсу, а кошти працюватимуть на просування талановитої людини (колективу).
Хто вже отримав меценатську нагороду?


Запрошуємо усіх небайдужих читачів долучитися до допомоги дітям України, зокрема юним талантам, а також сприяти інформуванню світу про події в Україні ↓ ДОКЛАДНІШЕ
Також цікаво:

Творчі конкурси для дітей і дорослих

Міжнародні конкурси - Алея Зірок України Зіркові сторінки талантів в Star Hub Journal Курс підвищення кваліфікації Музична освіта і музична індустрія: Україна, Європа, світ
VIAЮрий Гудыменко
SOURCEТСН